Развитие Аниме в мире

Мировая культура уже давно славится одним из популярных направлений под названием аниме. Из обычных мультфильмов, оно переросло в прочный культурный слой современной Японии. По сравнению с западными аналогами, где основные потребители продукта дети, аниме рассчитано на взрослых и подростков. Японская анимация не знает границ. Чтобы понять этот стиль до конца, нужно начать его изучение с истоков.

Первые зародыши аниме появились ещё в 50-х годах. Но сама анимация появилась в Японии гораздо раньше. Сначала японцы активно интересовались зарубежной техникой для её создания, а потом уже начало появляться первое аниме. Не было в планах отставать от запада. Самое старое аниме появилось на свет в далёком 1907 году. Это короткометражный немой мультфильм, который предусматривал поочерёдные кадры. Понятие «аниме» произошло от английского слова «animation» (анимация).

Терминология в аниме

Японское аниме значительно отличается от американских аналогов. Всё-таки разные культурные традиции и графические мощности влияют на конечный результат. В аниме нет идеи мюзикла, как предусмотрено в американских картинах. Всё намного серьёзней и обязательно с драмой.

Японские производители мультиков не любят проводить технические эксперименты. Чего нельзя сказать об аниматорах из разных стран. Японцы все силы бросают на создание привлекательных образов и разработку захватывающих сюжетов. Именно по этой причине дизайнерам в аниме отводится главная роль. Также явным отличием является высокая развитость символическо-графического языка. За несколько штрихов удаётся передать бурные эмоции или показать характер героя.

Сериалы для ТВ имели принцип эпизодности. Достаточно посмотреть несколько первых серий и последнюю для полного понимания общего смысла. Всё остальные серии в большом количестве демонстрировали жизни героев по отдельности. Если их пропустить, смысл сериала не будет упущен. Постепенно сюжеты начали переходить в длинные саги. Из каждой новой серии вытекало продолжение предыдущей. Сегодня оба вида сериала продолжают радовать зрителя.

Сёдзё-аниме

Под этим стилем понимают аниме для девушек подросткового возраста. Оно держится на двух главных принципах – героиня, которая ищет свою нишу в обществе и романтика. Главный персонаж не пытается менять себя. Из обычной девочки формируется взрослая особь, которая терпит происходящие изменения (процесс взросления). Как только она осознаёт происходящее с ней, появляется способность взять ситуацию под контроль. Сёдзе-аниме часто задействует таланты героинь. При этом девушка не знает о существовании внутренних умений, но они помогают ей приспособиться к суровой действительности.

Манга

Мангой называют японские комиксы. Родителем термина стал известный художник Кацусика Хокусай ещё в далеком 1814 году. Он означает «весёлые картинки». Но первые комиксы появились ещё раньше. Один из них имел название «Choujuugiga» авторства монаха буддиста Какую в 12 веке.

Тех, кто создаёт манги, называют «мангаками». Это один человек, который рисует иллюстрации и пишет к ним текст. Допускается групповое творчество, где задействуется не больше четырёх человек. Манга – это профессиональный уровень в создании комиксов. Есть ещё и любительский – додзинси. Большинство мангаков начинают свой творческий путь именно с уровня додзинси. Не малый вклад в развитие манги сделал Тэдзука Осаму совместно с учениками. Именно он предал популярности манге в массовой культуре.

Любая манга выполняется строго в чёрно-белом цвете не считая обложки. Большую часть манги формируют сериалы с захватывающим продолжением. Их можно встретить в газетах, а ещё чаще на обложках разных журналов. В Японии существует большое множество журналов. Каждый из них имеет свою аудиторию. Почти всё аниме является экранизацией известной манги. При этом нет соперничества. Наоборот, сохраняется поддержка во благо общим коммерческим интересам.

Глаза

Японское аниме можно отличить от всех остальных по одному явному признаку – все персонажи наделены большими и проникновенными глазами. Ещё в седьмом веке у японцев сформировалось своё представление о красоте. Если в славянских странах издавна ценилось румяное лицо и здоровье, то в Японии отдают предпочтение красивым длинным волосам, тонким губам, хрупкой фигуре и кончено же выразительным глазам. Сначала большие глаза практиковались в сёдзё-манге.

Теперь глаза считаются центральным элементом лица персонажа. В Америке этим элементом выступает рот. Областями человеческого тела показывается готовность героев к восприятию мира. Маленькие глаза говорят о юности персонажа. Соответственно большие глаза показывают большую развитость героя.

Вся эта необычная культура японской анимации постепенно захватывает весь мир. Всё больше аниме переводят на разные языки (в том числе и на русский) для доступности в каждом уголке мира.

Первые эксперименты

Всё началось с анимационных фильмов японского производства. Появление японской анимации произошло в начале двадцатого века. Аниме строили простые ребята энтузиасты-одиночки. Равнение у них было на западные примеры. Фильмы длились не больше шести минут и не предусматривали звук. Героев и сюжетные линии высматривали в японских сказках.

Формирование законов аниме

Важнейшим этапом развития для аниме стал отрезок времени между первой и второй мировой. У данного вида деятельности появлялось множество поклонников. Такой народный интерес не мог пройти мимо государства. Власти решили вплотную взяться за анимацию. Один из первых законов предусматривал возрастное ограничение для аниме. Так новые фильмы начали получать отметку 15+. При этом аниме про патриотизм приветствовалось к показу и не предполагало каких-либо ограничений. Более того, вскоре на производство подобных материалов начали тратить не малые деньги. В государстве особую роль играла пропаганда среди народа. Когда в 1937 году произошло вторжение Японии в Китай, начали вводить цензуру. Была цель взять под контроль выпуск всего аниме в стране. Перед началом второй мировой, стали поступать военные заказы на аниме. Для выполнения заказов создавались специальные студии. Тут же нагрянуло изменение стиля аниме. Из-за войны Японии со странами Запада, стояла задача не выпускать продукты похожие на зарубежные мультфильмы. Не оставили без внимания и сюжеты. Можно было встретить картинки о мужественных японских военных и грозной армии Императора.

В апреле 1945 года появляется полнометражное аниме «Святые морские воины Момотаро». Картина ярко показывает, как японские военные героически освобождали Малайзию и Индонезию от оккупации США. Окончание военных действий оставило после себя сплошную разруху. Участие государственных структур и цензура были исключены. Но громких произведений не выпускали. Настал застой длиною в десять лет.

Появление известных работ в стиле аниме

После войны, страна начала постепенно выходить на уровень развития. Америка стала делать вклады в экономический сектор. В общем ситуация способствовала продуктивной творческой деятельности. Свою работу начинает студия «Toei Animation». Они выпускают полнометражную работу под названием «Хакудзядэн» в цвете. Первые фильмы очень напоминали диснеевские. До сих пор компания предана японской анимации. Студия начала свою работу с эксперимента, который предусматривал дать волю сюжетной линии. Эта свобода в творческом процессе являлась опорой для других студий. Выросшее поколение смогло дорасти до мастерства в аниме. Такими авторами стали Мамору Осии и Хаяо Миядзаки. Обычное анимационное произведение могло поднять острую социальную или политическую проблему. Нельзя не вспомнить о талантливом аниматоре Тэдзуке, который обожал делать материалы для взрослых. К известным работам относятся: «Клеопатра», «Тысяча и одна ночь» и «Печальная Беладонна». Стало понятно, анимация в Японии получила мощный импульс к дальнейшему развитию. Начался так называем профессиональный период творчества.

В 1970 году телевидение начало выходить на первый план вместо кинотеатров. Некоторые крупные студии оказались на грани банкротства. Их разорение положительно отразилось на становлении начинающих аниматоров. Новички предпочли ставить эксперименты над жанрами. Так в 1974 году появился сериал «Heidi». Великолепную реалистичную драму с расчётом на детей изначально отвергли продюсеры. Было опасение не получить желаемую прибыль. Они не понимали, как вечные фантасты дети смогут принять контент со смыслом. Но опасения оказались напрасными. Серьёзное аниме полюбилось в Японии и Европе. Весь мир начал обращать внимание на японскую анимацию. Вдохновившись успехом и полученными денежными средствами, режиссёр сериала Такахата совместно с партнёром открывает «Театр мировой классики». Разнообразие всевозможных жанров принесло аниме хорошую известность. Золотая пора для аниме наступила в 80-е года. В каждом уголке Японии это искусство считалось признанным.

Причины популярности

Японская анимация не теряет своей популярности уже много лет. Весь мир интересуются необычными картинками и с нетерпения ждёт очередных новинок. Тиражи комиксов распространяются с феноменальной скоростью. И этому есть свои объяснения.

Японии приходилось переживать Европейские и Китайские реформы. Не малое влияние оказала американская культура. Но попытки иноземцев вмешаться в культуру японцев не смогли разрушить самобытность, обычаи и традиции. Если детально разбирать общую культуру Японии и художественную отдельно (к ней относится манга с аниме), то можно отследить положительные аспекты от вмешательства других культур. И за это надо сказать отдельное спасибо самим японцам. Япония старалась заимствовать только лучшие качества зарубежья. Применяя их у себя, японцы создавали собственные уникальные особенности в культуре. Таким образом можно объяснить мировую популярность аниме. Современная японская анимация, как и мага, таят в себе нотки азиатской, европейской и американской художественной культуры.

Также стремительный рост японской культуры выгоден политическому сегменту страны. Все эти красочные картинки и эффектные герои могли стать инструментом для демонстрации позитивного имиджа Японии. Продвижение национальных брендов и создание образа самых дружелюбных людей за границей – это основные киты политики государства. Данная политическая технология проводится на любых уровнях. Её задача – обеспечить стабильный экономический рост и сохранить ведущие позиции Японии как одной из самых успевающих государств в мире. Составление этой политической модели поведения начинается с пропаганды японской культуры для общего понимания о стране. Помимо этого, культурные материалы по типу манги и аниме наделены эстетическими чувствами и традиционным мастерством японцев в художественной культуре. Разработчики стиля называют его новым выражением культурных традиций государства.

Важным преимуществом манги и аниме считается не привязанность к нескольким жанрам. Смело затрагиваются все моменты повседневной жизни, фантазии, мечты и желания людей. Порядок аналогичен как в кинематографе. К примеру, в манге и аниме встречаются: драма, комедия, история, мелодрама, романтика, повседневность, научная фантастика, ужасы, мистика, эротика, триллер, боевые искусств, детектив. Не обходится и без социальных произведений, где особое внимание акцентируется на актуальных проблемах современного общества.

Сюжетная линия японской анимации может быть ограничена только фантазией сценариста. Кроме захватывающих событий в параллельных мирах и космосе, аниме удаётся с таким же интересом описывать исторические события или повседневную жизнь какого-нибудь героя, которая не всегда станет интересна в обычном рассказе. Форма манги подходит для воспроизведения классических сюжетов – история существования Будды, «Фауст» Гётте и другие. Жанры анимации на самом деле очень разнообразны. Любой человек не зависимо от возраста сможет найти себе подходящую анимацию. Самое привлекательно в аниме – это её доступность для каждого. На полках книжных магазинов можно встретить множество пособий, которые позволяют научиться всем азам создания анимации. Доступное обучение даёт стать настоящим ассом в зарисовках аниме. В Японии, в школах и университетах отводится определённое время на изучение манги. Кроме этого, проводятся специальные семинары и дополнительные курсы.

Как можно убедиться, в Японии аниме считается серьёзным видом деятельности. Это не какие-то там асфальтные рисунки мелом. Государство делает всё для поддержки этого направления. И это позволило аниме стать популярным на весь мир.

Современные успехи

Настоящее всемирное признание к аниме пришло в начале двадцать первого века. В работу подключилась компьютерная графика (3D). На экранах появляется полнометражный фильм в стиле аниме «Принцесса Мононоке». На его просмотрах удаётся собрать огромные деньги в кинотеатрах.

Изначально усиленная работа над детскими мультиками и пропагандистскими фильмами позволила аниме занять не плохое место в культуре мира. Сегодня аниме является уникальным культурным феноменом, который объединяет всех неравнодушных людей с разных стран. Главное сохранять стабильное развитие и не убить перспективное направление какими-нибудь рейтингами и жадностью к просмотрам. Тут нет место прибыльным сценариям. Только авторские и действительно качественные работы смогут завоевать внимания почитателей.

Распространение

Японскую культуру уже трудно представить без аниме. Это как неотъемлемая часть. С 50-х годов японцы массово закупали домашние телевизоры. В это время как раз начали транслировать первые анимационные сериалы по многим телеканалам. Первая работа была показана авторства Осамы Тэдзуки. Ежегодно Япония выпускает приблизительно 50 аниме. При этом японское телевидение каждую неделю транслирует не меньше 80-ти картин. Активная аудитория – это почти всё население Японии разного социального статуса и возраста. С 90-го года аниме начало стремительно внедряться в информационное пространство многих государств. Примерно 60% всех мультфильмов составляло аниме.

Если человек решил стать ярым фанатом аниме далеко за японской границей, то он будет называться необычным словом «отаку». Они создают свои круги общения. Там распространено такое явление как работа над собственным аниме по сценарию любимых серий. Это могут быть музыкальные клипы или рассказы, где используется видеоряд из определённой анимированной работы. Имеют место быть всевозможные мероприятия – косплеи (когда переодеваются в героев) и аниме-фестивали.

Аниме в России

Трудно назвать конкретный период времени, когда россияне полюбили аниме. И уж тем более сложно найти самого первого отаку в большом государстве как Россия. Единственное что известно, так это приблизительный возраст российского аниме – около сорока лет. Первые мультфильмы начали появляться в далёком СССР. В то время, анимация и кино должны были соответствовать строгим идеологическим, экономическим и эстетическим нормам. И только малая доля всей представленной продукции разрешалась к показу.

С 1996 по 1997 год по телеэкранам наших граждан показывают нестандартный проект под названием «Сейлор Мун». Удивительно, но в отличие от запада, российское телевиденье решило не подвергать его цензуре. Этим решением удалось подогреть интерес публики. Все, кто начал знакомиться с аниме через «Сейлор Мун», называют «муняшками».

С момента выхода «Сейлор Мун», начали появляться клубы отаку. Один из первых клубов носил название R.An.Ma. Его основали в 96 году. Конец 90-х годов известен развитием интернета. Всё это позволило быстро скачивать подходящие файлы и черпать необходимую информацию. Этот прогресс положительно отразился на продвижение аниме. Если с конца 80-х по начало 90-х только обладатели видеомагнитофонов имели возможность просматривать аниме (обычно это популярные западные фильмы, распространяемые «видеопиратами»), то с приходом интернета, появилась возможность скачивать разные работы и общаться с такими же поклонниками аниме из разных уголков мира.

Аниме на телевидение и в шоу-бизнесе

В начале 2000 года в России начали показывать популярный анимационный сериал «Покемон». Изначально редко где можно было услышать слово «аниме». Подобные произведения называли по-простому – «японские мультфильмы». Особой волны поклонников сериала не наблюдалось по причине небольшого возраста потенциальной аудитории, но о нём начали много писать в прессе. В год показа сериала «Покомен» проводят первый фестиваль анимации в городе Воронеже.

Уже в 2002 году издание «Страна игр» на своих страницах начинает вести специальный раздел про аниме. Вскоре выходит тематический интернет-журнал под названием «AnimeMagazine». Становится понятно, что аниме постепенно внедряется в жизнь россиян.

Официальные носители с аниме появляются в 2002 году. Существовала специальная организация, которая занималась распространением видеокассет. Чуть позже ещё несколько компаний покупают лицензии на продажу материалов аниме. Созданный в сети журнал AnimeMagazine решает выходить и в печатной версии. Вскоре проявляется абсолютно анимешный журнал «Аниме-Гид».

С 2005 года аниме-движение набирает полный ход. Появляются такие журналы как «Мега-Аниме», «XL Media» и «Reanimedia». Анимацию активно транслируют на некоторых российских каналах. Аниме-фестивали стали частым явлением в России. Помимо воронежского фестиваля, стали организовывать северо-западное собрание любителей анимации, аналогичное южно-российское мероприятие в Ростове-на-Дону, отдельный фестиваль в Москве.

Не обошлись без анимации и популярные российские исполнители. Выходит аниме-видеоклип на известную композицию «Цепи и кольца» (певица Линда). Следом выпускают клип в аналогичном формате на песню Лигалайз — «Первый отряд». У группы Тату есть аниме-версия видеоклипа на композицию «Gomenasai». В 2009 году выходит совместная работа российских сценаристов и японских творцов анимации под названием «Первый отряд». Помимо полнометражки в стиле аниме, она также содержала повести.

Интересные факты

  1. Настоящего японского аниме на планете 60%.
  2. Самое первое аниме в Японии появилось в 1963 году.
  3. Зарисовки тел были придуманы японцами. А вот выражение глаз позаимствовали у Уолт Диснея. Сами японцы не пытаются отрицать данный факт.
  4. Согласно правилам анимации, важным героям более детально оформляют глаза в рисунках.
  5. Японцы тратят больше бумаги на распечатку комиксов, чем на изготовление туалетных аналогов.
  6. Если европейские комиксы рассчитаны сугубо на детей, то маги не имеют возрастных ограничений.
  7. В Японии термин «отаку» применим к одержимым людям. И не важно в чём причина их слишком увлечённого поведения. Когда как в России слово «отаку» относится только к среде аниме.
  8. В японской анимации есть одна рабочая схема, которая позволяет неплохо обогатиться. Достаточно по маге сделать аниме и у первой начинают резко расти продажи. Минимальный рост составляет десять процентов, средний около тридцати (яркий пример этому «Атаки Титанов»), а максимальный не меньше семидесяти. Получается можно написать не лучшего качества магу и увеличить к ней интерес таким же плохим по качеству аниме.

В японской анимации не просто так подбирают цвет волос героям. Каждой краске соответствуют определённые черты характера. Цвет несёт свою информационную задачу:

  1. Красный. Страстный персонаж. Любит приключения.
  2. Зелёный. Мягкий, тихий, толерантный, в меру завистливый, но не способен проявлять агрессию.
  3. Белый. Означает зрелость, и способность контактировать с космосом. В нашем мире про такого человека сказали бы что он не от мира сего.
  4. Фиолетовый. Таит в себе угрозу. Замкнутый и скрытый. Часто проявляется нарциссизм, а выражение эмоций очень редкое явление.
  5. Голубой. Интеллектуальное развитие на высшем уровне. Разум способен победить чувства. Спокойствие, вежливость и застенчивость в приоритете.
  6. Розовый. Персонажа трудно не заметить в толпе. Горяч в бою и не придерживается каких-либо правил.
  7. Рыжий. Горячий темперамент, хитрость, бесоватость.
  8. Коричневый. Трогательность, мягкость и боязнь обижать. Не редко имеет не лёгкое прошлое.
  9. Синий. Жесткая дисциплина, стойкость, спокойствие и способность преобладать над чувствами.

Известные аниме

Призрак в доспехах

Огромное влияние оказал на весь кинематограф. Если бы не этот фильм, то возможно легендарная «Матрица» не появилась на экранах. Именно он вдохновил режиссёра на работу. Спилберг большой фанат данной постановки. Он готов пересмотреть её повторно, чем тратить время на какой-нибудь разрекламированный блокбастер.

Покемон

Изначально всё началось с игры под GameBoy. Потом появилась манга, а следом аниме.

Садзаэ-сан

Этот длинный сериал начал выходить в 1969 году и продолжает радовать новыми сериями даже сегодня. Отснято больше семи тысяч серий.

Приключения пингвинёнка Лоло

Совместный проект россиян с японцами. С технической точки зрения мультфильм считается российским.

Тетрадь смерти

Изначально был поставлен запрет в Китае на Тетрадь смерти. Причиной этому стал нездоровый фанатизм граждан. Люди массово скупали тетрадки и вписывали в них имена своих врагов с надеждой на их скорою смерть.

Наруто

У автора Масаши Кишимото не было в планах придумывать Саске. Сам Масаши не ожидал, что он должен появится. Просто издатель потребовал добавить в историю таинственного героя.

Большой куш

Издатель не верил, что серия продержится хотя бы пять лет. Мага живёт до сих пор с 2016 года.

Унесённые призраками

Считается самым прибыльным аниме. Его автором стал Хаяо Миядзаки. Фильму удалось собрать в прокате 275000000 долларов.

Заключение

В это сложно поверить, но каких-то пять лет назад, в Японии даже не думали начинать глобальное исследование и проводить изучение истории аниме. Манга является частью повседневной жизни японцев. О ней много не думают и при этом без манги трудно представить существование японских городов. Сборники манга и журналы продаются в магазинах манги, книжных лавках и круглосуточных супермаркетах. Мангой всё кишит вокруг, а исследователи даже и не думали заниматься изучением очевидного факта.

Японские комиксы имеют многовековую историю. Не малое влияние на них оказали первая и вторая мировая война. Именно в то не спокойное время манга приобретает трагедийность. Свою лепту в становление внесли американские комиксы. Исчезает обязательный конец истории и мангой начинают интересоваться не только детская аудитория, но и взрослая. Более того, большие дяди и тёти становятся целевыми почитателями. Появляются женские, девичьи, эротические (хентай) манги.

Идеальный стандарт творческой команды для создания манги – это художник и сценарист. Если комикс становится популярным, он может выходить десятки лет. В этом случае привлекаются редакторы, которые отвечают за детали сюжета. Большинство манг заложили основу популярных аниме. Комиксы могут существовать в электронном формате. Для их прочтения нужно пролистывать страницы с помощью мышки. Всю иллюстрацию выполняются руками в чёрно-белом цвете. Даже в современно мире компьютер помогает в творческом процессе всего на тридцать процентов. Главное требование к художнику – умение рисовать руками.

Манга постоянно терпит изменения. Всё чаще встречаются комиксы образовательного формата, которые активно используют в школьных программах. Новшество в развитие манги принесли реальные истории из жизни японцев. Всё, с чем приходится сталкиваться в повседневной рутине, можно увидеть в манге. А значит аниме станет более захватывающим и будет продолжать быть популярным ещё не один год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *