Комиксы: от зари индустрии до наших дней

Вы когда-нибудь задумывались, насколько глубока история комиксов как ветвления изобразительного искусства? Между прочим, первые комиксы напоминали современные печатные и электронные издания от DC и Marvel так же, как запряженная лошадьми карета – современный электромобиль. Эта статья призвана рассказать вам об истории появления первых комиксов, раскрыть мало кому известные подробности их создания и отобразить эволюцию этого вида искусства на протяжении разных временных периодов. Итак, давайте начинать…

Истоки
Говоря о временном периоде, который можно считать эпохой зарождения первых комиксов, литературоведы и искусствоведы сходятся во мнении, что таковым можно считать эпоху наскальной живописи. И хотя на первый взгляд схематичные рисунки человечков, загоняющих мамонта, вовсе не похожи на прекрасную рисовку современных художников-иллюстраторов, у них всё же есть много общего. Давайте вспомним, что является набором «маст хэв» для типичного комикса:

· Наличие истории, разворачивающейся в определённой смысловой последовательности

· Наличие героев истории (включая второстепенных персонажей)

· Взаимодействие героев между собой и героев под действием сюжетных обстоятельств

Всё это при желании можно найти и в наскальной живописи, рассказывающей каждому своему зрителю собственную историю об охоте и быте древних людей. Однако если говорить о комиксе именно как о печатном либо рукописном продукте, то первые «прототипы» современных комиксов появились гораздо позже, нежели в эпоху, когда основными рабочими инструментами большинства людей были дубина и камень.

Первые иллюстрации
Вплоть до XIX века иллюстрации к каким-либо печатным изданиям считались непозволительной роскошью, ведь и типографическое, и «ручное» воспроизведение иллюстрации было в связи с низким уровнем развития технологий сложным в исполнении и слишком ресурсозатратным. «Праотцами» современных комиксов можно считать произведения двух знаменитых в своё время авторов: британского живописца и карикатуриста Томаса Роулендсона и художника из Швейцарии Родольфа Тёпфера.

Томас Роулендсон считается отцом английского «газетного» комикса благодаря серии иллюстрированных историй о докторе Синтаксисе, публиковавшихся в британских газетах с 1812 по 1821 год. Что же касается Родольфа Тёпфера, то он стал известен в среде почитателей комиксов потому, что в 1833 году иллюстрированные истории за его авторством под названием «Приключения м-ра Обадаи Олдбака» увидели свет. Произведения Тёпфера сделали своего автора популярным не только в родной стране, но и за рубежом, после того, как были переведены на многие языки мира.

Интересный факт! На создание иллюстрированных историй, располагающихся в панелях (привычных для сегодняшних комиксов но инновационных для XIX века) Тёпфера сподвигла дружба с самим Гёте.

История в цвете

Следующий знаменательный период в онтогенезе комиксов был тесно связан с технологческим прогрессом в полиграфии и техниках цветной печати. Уже во второй половине XIX века цветная печать стала доступной и относительно недорогой в исполнении, что и привело к печати в газете под названием New York World первых цветных карикатур политического характера. Издателем и редактором данной газеты являлся на то время Джозеф Пулитцер, которого считают также прародителем жёлтой прессы.

Интересный факт! Несмотря на не слишком лестный титул «отца» жёлтой прессы, премия имени Пулитцера считается одной из самых престижных в журналистике.

Благодаря эффекту новизны и яркости на фоне монохромных аналогов, цветные иллюстрации быстро и безраздельно захватили внимание публики, обеспечив авторам-новаторам большую популярность. На переломе столетий среди любителей прессы становится популярным так называемый «Желтый парень». Этот персонаж, поначалу бывший второстепенным героем, полюбился читателям, и в последствии превратился сначала в главного героя многих произведений, а затем и в самого узнаваемого персонажа серии комиксов.

Столь большая популярность Жёлтого парня привела к тому, что о его приключениях была даже создана отдельная книга. Жанром книги был определён графический роман, однако по сути издание представляло из себя сборник раздельных врезок.
Среди отличившихся в своё время графических цветных произведений стоит также отметить такое, как «Малыш Немо в стране снов» за авторством Уинзора МакКея. Первое появление «Малыша» на страницах газет датируется 1905 годом.

Комикс такой, каким мы его…не знали

Пара страничек газетной врезки – вот самая популярная в первых десятилетиях XX века форма для комикса. Со временем редакторы и аналитики прессы стали понимать, что подобные короткие и не очень истории пользуются у публики всё большей популярностью ввиду лёгкости подачи материала и его внешней привлекательности, и смекнули, что увеличение подобных публикаций может положительно сказаться на объёме продаж. Под подобные врезки главные редакторы стали выделять всё большие и большие объёмы печатного пространства, что привело в последствии к значительному росту прибыли.

Именно этот период считается знаковым в формировании комиксов такими, какими мы их знаем сейчас, поскольку в это время стали впервые применяться приёмы, присущие большинству современных комиксов («баблы» для реплик, мыслей и диалогов, общий стиль рисунков и т.д.).

К слову, не только Штаты были одержимы в то время такой «комиксоманией», однако именно в США был выпущен первый «покетбук» от компании «Cupples & Leon». Данное издательство изначально позиционировало себя как книжное, издававшее произведения для младшей аудитории, однако спустя год после этого «Cupples & Leon» уже были известны как издатели комиксов, что и позволило предприятию навсегда вписать своё имя в историю комиксов. Ещё до 1934 года издательству удалось выпустить более сотни 52-страничных книжек.

Ещё одним комиксовым гигантом своего времени стало издательство «Dell Publishing». В 29-30 гг прошлого столетия издательство занималось выпуском еженедельного журнала «The Funnies» (в общей сложности было опубликовано 36 номеров). В 1942 году, несмотря на небезызвестные события на мировой политической арене, выпуск журнала не был прекращён, и вместо этого его даже подвергли своеобразному «ребрендингу», переименовав в «New Funnies». Благодаря данному журналу жанру комиксов удалось сделать ещё один шаг в направлении того общего стиля, благодаря которому он легко узнаваем сегодня.

От первой конкуренции…

Как водится во всех сферах бизнеса, без конкуренции на новом и весьма перспективном поприще не обошлось. Компания «Eastern Color», поначалу находившаяся в тесных сотруднических отношениях с «Dell Publishing», вскоре после успешного «старта» начала издавать собственные комиксы. Начиная с 1933 года свет увидели такие творения, как «Funnies on parade» и «Famous Funnies», а также множество им подобных. Небольшой технологический прорыв, вследствие которого компании удалось модернизировать процесс печати, позволил издательству «переключить» большинство газет-клиентов на цветные комиксы, что, как следствие, положительно отразилось на прибылях компании.

С подачи человека по имени Гарри Уилденберг, который на 1933 год являлся одним из менеджеров компании, комиксы стали привлекать не только к печатным изданиям, но и к предприятиям иных сфер деятельности. «Первопроходцем» в данном случае стала компания «Gulf Oil», которая в сотрудничестве с «Eastern Color» наладила масштабную продажу «Gulf Funny Weekly» через сеть собственных автозаправок. Хорошая рекламная компания и содействие национального радио для продвижения данного продукта обеспечила ему рекордное количество продаж: до 3 000 000 экземпляров каждую неделю.

Интересно! Столь хорошо сработавшая рекламная идея пришла по вкусу многим акулам бизнеса того времени. В частности, известная по всему миру компания «Procter & Gamble» также использовала в качестве способа подачи рекламы небольшой комикс.

Однако на одной успешной идее Уилденберг решил не останавливаться, и в этом же году совместно с коллегой по имени Максвелл Гейнс предложил идею покетбука (небольшой книжки, получаемой путём многократного складывания листа для печати), который предлагалось реализовывать детям посредством киосков с прессой. Цена на такую «карманную книжку» была более чем привлекательной: всего за 10 центов ребёнок, живший в эпоху без интернета и телевидения получал яркую цветную книгу, полную интересных историй о мальчике по имени «Скиппи». Книга эта называлась фактически одноименно: «Собственная книга комиксов Скиппи».

…к эпохе процветания…

Благодаря несомненному коммерческому успеху «The Funnies» и иже с ними, комиксы оказались фактически на пике своей популярности, и данной сфере не хватало разве что настоящего гиганта производства, который стал бы своеобразным «флагманом», шаблоном и эталоном в данном рыночном сегменте. Нет ничего удивительного в том, что такая компания вскоре появилась…

В далёком 1935 году предприятие под названием «National Allied Productions», основателем которой являлся Малькольм Виллер-Николсон, выпустило серию под названием «New Fun», которая через некоторое время была переименована в «Adventure Comics». Сама же компания сменила название на знакомое, пожалуй, каждому фанату современных комиксов, «DC Comics». Однако до того, как предприятие явило свету своё главное детище, Николсон покинул его.

Так называемый «золотой век» для комиксов стал исходом и последствием всех вышеперечисленных событий. Эксперты относят к данному периоду временной промежуток от конца 1930-х доначала 1950-х годов.

На заре DC

Третья по порядку серия «Detective Comics» явила себя свету в 1937. Примечательна эта серия тем, что она являлась первой в своём роде тематической серией, но не только этим: именно она впоследствии дала компании собственное узнаваемое имя, сократив его до лаконичной аббревиатуры «DC».

Если у «Супермена» и может быть реальная дата рождения, то приблизительно она должна приходиться на июнь 1938 года, когда серия под названием «Action Comics» представила широкой читательской публике образ одно из самых узнаваемых в наши дни супергероев. «Отцами» Супермена, если слово «отцы» здесь применимо, можно считать Джерри Сигела и Джозефа Шустера. Справедливости ради, однако, стоит отметить, что продвижение данного супергероя имело место быть и ранее, однако широкий интерес публики завоевала именно эта серия.

Ещё спустя год «DC» представила миру Бэтмена. Студия не стала гнушаться повторным использованием хорошо зарекомендовавшей себя концепции героя, наделённого какими-либо сверхчеловеческими способностями (да и кто укорил бы их в этом?!), и подобных персонажей становилось всё больше и больше.

Тем временем в стане будущего основного конкурента «DC», студии, ныне известной как «Marvel Comics», начались первые попытки создать собственных ярких и запоминающихся персонажей. На момент выпуска первого своего комикса с Человеком-факелом и Намором Подводником студия носила название Timely Comics, а основателем её был Мартин Гудман, приходившийся родственником великому Стэну Ли.

Издательский бизнес не был для Гудмана ремеслом неизвестным, и поэтому ему удалось успешно перенести многих уже созданных персонажей из других журналов на страницы новых комиксов. К таковым, помимо уже упомянутого Подводника, относятся Ка-Зар и Ангел. Со временем Гудман привлёк к своей деятельности 16-летнего Стэнли Либера (более известного на сегодня как Стэн Ли), что и положило начало его блистательной карьере в индустрии комиксов.

В 1941 году студия подарила миру одного из самых ярких персонажей вселенной: немного идеализированного, но оттого не менее любимого фанатами мистера «Я только начал», носителя самого прочного в мире щита, Капитана Америку. На страницах комиксов Кэп появился благодаря трудам редактора Джо Саймона и художника Джека Кирби.

Интересный факт! Из-за неразберихи с авторскими правами, Fawcett Comics и DC долго не могли «поделить» такого персонажа, как Капитан Марвел. Спор между компаниями закончился, как известно сегодня, в пользу Marvel, а DC пришлось подумать над именем персонажа со схожими способностями и в итоге назвать его «Шазам».

Влияние жанра на историю

Из сотен героев, созданных за период расцвета индустрии комиксов, немногим удалось «дожить» до наших дней. Из таких ветеранов можно выделить Флеша, Чудо-Женщину, Зелёного Фонаря. Однако «не супергероем единым» сыт был читатель, и жанр комикса также переживал расширение рамок. В частности, появлялись комиксы с любовными историями для тинейджеров, рассказы о животных, детективы и классические ужасы.

Когда какой-либо фактор охватывает такой широкий спектр интересов читателей самых разных возрастов, трудно становится игнорировать факт его влияния на социум. Комиксы со временем стали играть довольно большую роль в жизни нового поколения, оказывая на общество влияние идеологического характера. Последствия Второй Мировой и Великой Депрессии всё ещё давали о себе знать, и гражданам (в том числе и подрастающему поколению) США как никогда было важно найти в себе сили с этими последствиями справляться. На этом фоне образ супергероя, которому фактически всегда удаётся добиться своих целей и совершить невозможное, стал для многих своеобразным моральным ориентиром, достойным примером для подражания.

Интересный факт! Не все видели в Зелёном Фонаре, Флеше или том же Кэпе персонажей, способных научить детей хоть чему-то хорошему. Подобно тому, как сегодня можно услышать множество обвинений в адрес видеоигр о том, что они делают детей жестокими, в те годы данная «функция» была приплетена комиксам. Некоторые СМИ даже публиковали данные исследований, якобы подтверждающих догадки опасающихся за своих чад родителей, что не слишком хорошо сказалось на индустрии.

После того, как общественность стала всерьёз задумываться о том, что именно читает подрастающее поколение, начала появляться так называемая комикс-цензура. Заключалась её функция в том, чтобы не допускать к публикации материалы, не получившие официального одобрения особого органа «Comics Code Authority». К примеру, история не должна была заканчиваться безоговорочной победой антагонистов, либо демонстрировать сцены насилия.

Цензура несколько затормозила развитие индустрии, однако остановить его полностью была не в силах.

«Эпоха возрождения»

Если попытаться провести для комиксов как культурного феномена параллель с историей изобразительного искусства, то период возрождения для них начался в 1956 году. Именно в этом году, 4 октября, на прилавках газетных киосков появился первый выпуск нового Флэша. Издатели и редакторы, считая своим долгом вернуть комиксам былую популярность, раз за разом предпринимали попытки возрождения старых героев на новых страницах, и у некоторых известных даже сейчас супергероев это получилось. К таким можно отнести Бэтмена, Супермена, Чудо-Женщину и Зелёного Фонаря. Таким образом, почти полный состав «Лиги Справедливости» был собран уже в 1956 году, однако отдельный комикс данная супергеройская команда получила только в 60-м.

Интересный факт! Помимо уже названных героев, в состав «первой» Лиги входил также Марсианский Охотник. Как известно многим фанатам «олдскула» от мира комиксов, состав Лиги не раз менялся и дополнялся, и в её рядах можно было увидеть Черную Канарейку, Человека-Ястреба, Аквамена, Зелёную Стрелу, Атома, Орлицу и многих других известных и не слишком супергероев.

Тем временем сотрудникам Marvel подумалось, что неплохо бы создать и свою команду супергероев, которые будут движимы единой целью. Так, с лёгкой руки Стэна Ли и Джека Кирби, в 1960 году на свет появилась Фантастическая Четвёрка.

Большинство известных нам персонажей Marvel создала именно в этот временной период. Сегодняшним фанатам комиксов трудно представить мир Marvel без Человека-Паука, Халка, Тора, Человека-Муравья и Осы, Сорвиголовы и конечно же гения, миллиардера, плейбоя и филантропа в высокотехнологичном костюме – Тони Старка или Железного Человека, а ведь именно в этот период были созданы все эти замечательные персонажи.

Кстати, первое появление команды Мстителей на страницах комиксов датируется 1963-м годом, и в первый состав тогда вошли вышеупомянутый Железный Человек, Оса, Человек-Муравей, Тор, и всеми любимый зелёный гигант Халк. Кроме того, серебряный век комиксов можно отметить как период, когда впервые стало использоваться понятие мультивселенной.

Интересный факт! Чуть менее знаменитая, чем Мстители, но оттого не менее яркая команда Людей Икс тоже появилась в рассматриваемом нами временном промежутке.

Глубже, полнее, интереснее…

Новые времена требовали новых решений, и персонажи комиксов со временем стали разительно отличаться от героев прошлых лет, которые современным читателем могут восприниматься идеализированными, однобокими и даже «картонными». Персонажи комиксов (особенно это касалось главных героев) стали в более значительной степени раскрываться в плане характера, личных драм и переживаний. Акцент противостояния добро/зло стал несколько более размытым, персонажи перестали представлять из себя наборы положительных либо отрицательных качеств. Именно это позволило комиксам не только прибавить в «глубине», но и стать более близким рядовому читателю, которому, как и любому человеку, присущи собственные страхи, тревоги и другие эмоции.

Углубление проработки персонажей позволило студии Marvel несколько расширить аудиторию читателей: теперь комиксами заинтересовались не только дети, но и подростки и даже люди постарше. Одним из первых героев, считающихся наиболее близкими для подростков считается Человек-паук. Проблемы простого паренька Питера Паркера были до боли знакомы большинству читателей комиксов о нём, и ассоциировать себя с главным героем им было особенно легко.

Историки утверждают, что подобная эволюция комиксов как вида искусства была возможна лишь в соответствующих условиях. Так, рост уровня качества образования в США сделал публику более искушённой, что и обусловило углубление проработки персонажей.

Ещё один значимый для мировой истории период стал знаковым и для истории развития комиксов. Технологический прогресс в областях атомной энергетики и поднятая в связи с ним шумиха в СМИ пробудили интерес общества к различным мутациям. Супергерои всё чаще стали получать суперспособности благодаря высокотехнологичным научным экспериментам, а многие события, происходящие в них, стали получать объяснения из области научной фантастики, что, впрочем, было лучше, чем отсутствие этих объяснений. Помимо интереса к науке, исследователи отмечают также рост интереса к магии, и Доктор Стрэндж – лишь одно из доказательств этому факту.

Немного в стороне

В контексте данной статьи мы рассматриваем, в основном, лишь наиболее известные издательства, однако это не значит, что кроме Marvel и DC никто больше не занимался комиксами в период с начала 60-х годов. Уже упомянутая выше Dell Publishing и её дочерняя фирма Dell Comics занялись выпуском комиксов про Франкенштейна и Дракулу в «супергеройском» сеттинге. Кроме того, известны были случаи переноса сюжета знаменитых телесериалов на страницы комиксов.

Немного о самиздате. Цензура породила подполье, и многие авторы и даже небольшие компании взялись за выпуск комиксов, которые не смогли бы пройти цензуру, однако качество таких работ было зачастую на уровень ниже, чем у официальных издательств. Тем не менее, такие комиксы долгое время оставались популярными в определённых кругах.

Бронза, сотрудничество и свободные руки

Период с начала 70-х до середины 80-х годов считается бронзовым веком комиксов. Это время подтвердило, что сценаристы и редакторы сделали правильный выбор, ориентировав конечный продукт на более старшего читателя (подростков).

1970 год ознаменовался уходом Джека Кирби из Marvel и разрыв его сотрудничества со Стэном Ли. Кирби после этого начал работать на DC, однако сказать, что отношения между двумя этими компаниями были враждебными было бы ошибкой, так как история знает несколько случаев их сотрудничества. К примеру, противостояние Супермена и Человека-паука на страницах почти одноимённого комикса, вышедшего в 1976 году, обеспечило себе большой успех у публики.

Поскольку небольшой эксперимент по сталкиванию «нос к носу» персонажей из разных вселенных комиксов завершился успешно, новый подобный проект стали разрабатывать весьма скора, однако противостояние Мстителей и Лиги Справедливости ввиду разногласий между компаниями свет увидел только в 2003-2004 году.

Ориентация на более взрослую публику несколько «развязала руки» издателям. Теперь сцены боя можно было не «выхолащивать» до детского уровня, а на страницах комиксов стало можно упоминать о наркотиках, курении и других вредных привычках, пусть и только в негативном ключе. Кроме того, в комиксах нашли себе отражение и другие социальные проблемы американского общества того времени, такие, как расизм, проблемы с коррупцией и экологией.

Если опустить так называемый «тёмный период» в истории комиксов, в котором было создано не так уж много новых героев и публикаций, то можно сказать, что сразу же после этого издательства стали обращать внимание на проработку не только положительных, но и отрицательных персонажей. Наметились первые «переходы на тёмную/светлую сторону», антигерои стали живее, глубже и зачастую обзаводились собственными серьёзными драмами.

Несмотря на различные коммерческие ухищрения, для Marvel с 1992 года настали тёмные времена. Первым ударом для компании стал уход со своих должностей целого ряда художников.

Интересный факт! Ушедшие из Marvel специалисты основали впоследствии собственную компанию под названием «Image Comics», которую и сейчас многие знают по таким сериям, как «Ходячие мертвецы» и «Спаун».

В 1996 году Marvel даже пришлось объявить о своём банкротстве, однако впоследствии прибыли вновь выросли, и компании удалось наладить дела. Не случись последнего, мир бы сегодня знал только одного действующего крупного издателя комиксов.

Неоконченная история

Двадцать первый век – отличное время для индустрии комиксов, которая сейчас пусть и не находится на пике своей популярности, но успешно существует не только благодаря печатным изданиям, но и фильмам, сериалам, коллекционному «мерчу».

Несмотря на склонность современного потребителя к видеоконтенту, ценителей хороших бумажных комиксов год от года не становится меньше, и удивительные истории о людях и сверхлюдях на разделённых панелями страницах всё ещё читают с упоением и искренним интересом как за рубежом, так и в России. И, как и в любом хорошем комиксе, у этой истории явно есть продолжение…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *